Доставка сыпучих строительных материалов должна осуществляться в соответствии с определенными нормами и правилами. И очень важно, чтобы и перевозчик, и продавец, и покупатель их знали. Нередко возникают спорные ситуации, причиной которых становится значительная усадка материала в процессе перевозки. Подобные споры могут стать серьезным препятствием на пути к долгому и взаимовыгодному сотрудничеству.
Причины усадки
Как и любой сыпучий материал, керамзит имеет свойство уменьшаться в общем объеме в процессе перевозки. Причина обычная вибрация кузова и тряска. В процессе загрузки машина заполняется полностью, а во время фасовки мешки также наполняются до указанного веса. стандартом для мешка является 50 кг материала с учетом погрешности измерительного прибора. Но во время приемки покупателем нередко визуально количество материала оценивается как недостаточное. Даже при перевозке на небольшие расстояния керамзит успевает осесть и уплотниться, поэтому и кажется, что в мешках много свободного места, а машина загружена не полностью.
Объясняется такой эффект очень просто. Керамзит представляет собой особым образом обработанную глину. Полученные фракции имеют гладкую поверхность, что позволяет им во время транспортировки легко скользить по поверхности друг друга, в итоге свободные пространства занимаются, общий объем груза уменьшается. Схожий эффект каждый наблюдал при заполнении банки или сахарницы: достаточно потрясти тару или постучать ею об стол, чтобы образовалось свободное место, при этом очевидно, что количество сахара в таре не уменьшилось.
Нормы и стандарты
Керамзит один из основных строительных материалов почти на любом объекте. Поэтому очень важно перевозить его правильно. Требования описаны в нормативном документе ГОСТ 32496-2013, и именно на него должны ориентироваться как поставщики, осуществляющие транспортировку своими силами, так и перевозчики, которые предлагают подобные услуги.
Непосредственно нормы усадки не определены, поскольку величина изменения зависит и от размера материала, и от дорожных условий, и от общего объема, и от длительности перевозки. Но иногда заказчик и поставщик согласовывают так называемые коэффициенты уплотнения. Это очень удобный показатель в случае оптовых отгрузок, когда количество материала определяется именно объемом, а не весом. Средняя величина 1,15, она же действует и для процесса слеживания керамзита после длительного хранения.
Чтобы предотвратить потери материала при перевозке, необходимо соблюдать несколько простых правил. Во-первых, кузов автомобиля должен быть герметичен. Если же проверить или обеспечить это невозможно, следует воспользоваться специальными порогами, которыми укрываются борта. Сверху кладется брезент, который также предотвращает высыпание керамзита.